В.А.Кислицын: «Комсомол в моей судьбе…»

b_300_0_16777215_00_https___c.radikal.ru_c14_1911_90_c24be863743c.jpg

Первоначально эта статья задумывалась как материал о вузовском комсомоле. Это  и понятно – судьба распорядилась так, что в 1972-1973 годах мне довелось быть секретарем комитета ВЛКСМ Курганского государственного пединститута. А до этого – членом бюро факультета и заместителем секретаря комитета комсомола КГПИ по идеологии. Так что есть, о чем рассказать.

 

Но по мере подготовки статьи и сбора воспоминаний  оказалось, что комсомол стал важной составной частью всей моей жизни. Более того, и сегодня, в новых конкретно-исторических условиях, тесными узами связан с современным комсомолом. И как член ЦК КПРФ, депутат Государственной и двух областных Дум, и как первый секретарь Курганского обкома КПРФ на протяжении более чем двадцати лет.

Поэтому произошла существенная корректировка и названия, и содержания материала: «Комсомол в моей судьбе».

ПУТЬ В ПОЛИТИКУ

В советское время участию в общественной деятельности учила сама жизнь: система товарищеских отношений между людьми, честный производительный труд, те многочисленные организации, которые буквально пронизывали путь человека, начиная с самого дня его рождения - пионерия, комсомол, профсоюзы, партия, выборные представительные органы...

Согласись, читатель, что перед тобой типичный жизненный путь того времени. Школа, институт, работа по распределению по специальности, армия, дальнейшая учеба и снова труд по призванию. Полная доступность образования, выбора специальности. Уверенность в настоящем и будущем. Стабильность для себя и близких. Активная жизненная позиция в этих условиях была естественна и органична.

Все это было прекрасной школой общественной работы и профессионального труда. И как закономерное следствие – вступление в Коммунистическую партию в студенческие годы.

ШКОЛЬНЫЙ И ВУЗОВСКИЙ КОМСОМОЛ

Конечно же, важная составная часть этого пути - комсомольская работа в школах и вузах - была не случайна.  Если вспомнить социальный состав членов ВЛКСМ в целом по СССР, например, в 70-80-е годы ХХ века, то, по официальным данным, он выглядел следующим образом:

Рабочие – 35,5

Колхозники – 7,6

Служащие – 17,5

Учащиеся – 39,3.

То есть, доля комсомольцев-учащихся была самой высокой. А ведь общая ежегодная численность комсомола по стране в 60-е годы составляла около 20 миллионов, в 70-е годы превышала 35 миллионов, в 80-е годы приблизилась к 42 миллионам человек.

Абсолютное большинство молодежи страны прошло университеты общественной деятельности именно через комсомол.

Поэтому когда я в 1966 году вступал в члены  ВЛКСМ в средней школе №32 города Кургана, то сразу почувствовал себя частью огромного и активного отряда комсомолии СССР. Тем более что школа была центральным и одным из самых лучших учебных заведений в областном центре, где преобладал культ знаний и ценилаись общественная деятельность и активная жизненная позиция.

 Директором школы был фронтовик Герман Викторович Афанасьев, а классным руководителем – его жена, биолог Валентина Петровна Афанасьева. Истории нас учила замечательный педагог Антонина Леонтьевна Осипова.

Среди учителей было немало заслуженных работников, в том числе кавалер ордена Ленина математик Елена Константиновна Кулакова, которая работала завучем, а впоследствии – и директором школы. Хорошо запомнил то, как она в начале каждой смены встречала учеников и каждого называла по имени. Даже тех, кого не учила лично.

  Учился хорошо, а в комсомоле отвечал за выпуск стенгазеты и проведение политинформаций. Занимался  у  В.Ф.Горбенко классической борьбой, тренировочный зал тогда находился в подвале Дворца культуры железнодорожников. Мне было 12 лет, а Горбенко – 24.  

Запомнил его большим, красивым, требовательным и очень добрым. И хотя занятия борьбой позднее прекратил из-за почти полного отсутствия агрессивности, знакомство с Вадимом Федоровичем сохранил на всю жизнь. Но навыки и приемы, которым научил меня В.Ф.Горбенко, мне несколько раз пригодились.

А в спорте на первом курсе института перешел на занятия настольным теннисом, где и познакомился с будущей женой.  Даже входили во вторую сборную КГПИ. Сейчас это наша семейная игра.

Выбор профессии сделал заранее и осознанно. Сыграло свою роль и образование отца-фронтовика – учитель истории, выпускник Шадринского пединститута. К тому времени, когда я окончил школу, он отслужил в органах госбезопасности и преподавал философию в вузах области.

На историко-филологический факультет КГПИ поступил сразу после школы в 1969 году, успешно пройдя через серьезный отборочный конкурс. И сразу с головой окунулся в учебу – лекции и семинары, библиотека и подготовка докладов, курсовых и рефератов. Учебный процесс был организован четко и строго, в деканате – фронтовики З.А.Атлас и Ф.Ю.Рабинович.

            Сразу встал на комсомольский учет. По линии факультетского бюро комсомола получил поручение – отвечать за подписку на комсомольские и научные издания на факультете и в своей группе. До сих пор храню заветную тетрадку  с фамилиями однокурсников и перечнем изданий, на которые подписались студенты. До сих пор испытываю гордость за тогдашних комсомольцев. Историков и литераторов подгонять было не нужно, только организовать.  Каждый студент подписался на несколько изданий, а некоторые выписали по десятку и более различных газет и журналов.

Да и не мудрено, в нашей группе учился, например, Николай Куминов, поступивший в институт после службы в армии в группе войск в Германии, попавший в 1968 году в колесо чехословацких событий. Его отличали блестящая память и неутомимая тяга к знаниям, огромное трудолюбие.  Впоследствии – Ленинский стипендиант, а после окончания института и защиты диссертации – преподаватель на кафедре всеобщей истории, почти 20 лет – декан исторического факультета, затем – проректор по учебной работе и даже и.о. ректора. Человек энциклопедических знаний. Талантливый преподаватель и администратор.

            Виталий Носков после первого курса исторического отделения перевелся в Литературный институт в Москву, позднее стал известным автором, секретарем Союза писателей России. Работал в военном журнале и журнале МВД, ветеран боевых действий в Чечне, кавалер ордена Мужества, лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград».

            Круглой отличницей была Зоя Фролова, а бессменным старостой – Вера Нестерова. Первая,  окончив с красным дипломом институт и  проработав несколько лет учителем в школе, вскоре стала методистом в Институте повышения квалификации учителей, а вторая – директором средней школы в Елошном, а затем – заведующей Лебяжьевским районо.

Представьте, сколько они читали. А таких талантливых студентов было очень много и среди моих однокурсников, и на других специальностях.

           По подписке историко-филологический факультет занял первое место в институте, наша группа – первое место по факультету. Меня и Куминова рекомендовали в комитет комсомола, которым руководила Рита Салищева. Со временем Куминов стал ответственным за научную работу студентов, а меня избрали заместителем секретаря комитета комсомола по идеологии.

          Одновременно стал членом Советского райкома ВЛКСМ, нештатным корреспондентом газеты «Молодой ленинец», лектором обкома комсомола и общества «Знание», учился на отделении философии университета марксизма-ленинизма, работал в архивах. И успевал еще заниматься спортивными танцами в ДК им.М.Горького.

         Чтобы все сделать и ничего не забыть, разработал систему записных книжек и дневников. Даже сейчас при их помощи могу сказать, в какой день, и в каком году что делал.  Позднее все это пригодилось в работе директором школы, когда взял для себя методическую тему: «Научная организация труда директора школы».   

         Рано осознал для себя несколько истин: «Чем больше человек занят, тем больше успевает сделать! Главное - система, нужно правильно себя организовать, поскольку все организуется.  Могу сделать все, были бы интерес, желание, организация и воля!».

         А основу заложил именно комсомол!

        Работы было невпроворот, комитет комсомола был на деле настоящим штабом разнообразных студенческих дел. И хотя нам всегда помогали ректорат и деканаты, во многом мы работали самостоятельно. А инициативы нам было не занимать!

 Активно работал учебный сектор, который поддерживал тесную связь со студентами и деканатами всех факультетов, а также с преподавателями. Помогал организовывать педагогическую практику студентов.

  Мощным было стрйотрядовское движение, отряды отправляли по всей стране, даже на БАМ. Студенты работали строителями, возводили новые предприятия, МТМ и фермы, школы и дома культуры, ездили проводниками на поездах, работали пионервожатыми. Четыре смены пионервожатым проработал и я в пионерлагерях «Черемушки» и «Космос».

Осенью студенты помогали убирать урожай, работая в полях и на току, поэтому хорошо знали, к примеру, что такое «плица для зерна». И после тяжелой работы еще устраивали дискотеки.  Так что сохраняли добрую память об этих днях. А сколько было впоследствии сыграно свадеб!

Историки участвовали в археологических экспедициях. Под руководством Тамилы Михайловны Потемкиной трудились не только в Курганской области, но и под Тобольском Тюменской области и в других регионах. Работал археологческий кружок, члены которого с гордостью носили специальный значок. И участвовали в серьезных научных конференциях. Многие стали кандидатами наук.

В чести была спортивная работа, различные соревнования и состязания. Если не ошибаюсь, в 1972 году даже были проведены свои студенческие Олимпийские игры по целому ряду дисциплин. Особнно достойно выступили студенты физфака, срели которых было много известных спортсменов, в том числе международного уровня.

Но вот по баскетболу у них произошла осечка. Всех соперников разгромила команда истфака под руководством Виктора Жмурко, который также учился в нашей группе. Он был десятиборцом и баскетболистом, способным прорвать любую оборону. Его поддержали Валера Дударев, Юра Стрелков и другие ребята с факультета.     

Постоянно проводились конкурсы общественных наук  под руководством парткома и комитета комсомола. Сам я тоже стал участником и лауреатом Всесоюзных, республиканских и областных конкурсов общественных наук (по истории, философии, политэкономии, педагогике). Побывал на конференциях в Екатеринбурге и даже в Ростове. Тогда это было возможно и доступно каждому студенту. Были бы знания и стремление к научному поиску.

В институте блистал студенческий театр эстрадных миниатюр, звездой которого были Александр  Спичкин с инъяза и Татьяна Нигматулина, которая училась в нашей группе. Был и свой вокально-инструментальный ансамбль. Работали оперативные студенческие отряды, которые помогали милиции контролировать в городе общественный порядок.

По линии идеологической действовали студенческие лекторские группы. Комсомольцы участвовали в работе агитавтобусов и агитпоездов «Комсомолец Зауралья», выезжали в районы области. Организатором были идеологи обкома комсомола – Вера Достовалова, Эдурд Чебыкин, Наталья Стрельникова.

Памятным оказался наш выезд на агитавтобусе в Шатровский район в 1972 году под руководством Эдуарда Чебыкина. И вот почему. Тогда состоялась первая суперсерия игр хоккейных команд СССР – Канада. Канадские профессионалы считались полностью непобедимыми. Первую из восьми игр серии мы и смотрели в Шатрово.

Представьте наш восторг, когда советские хоккеисты с гордыми буквами СССР на форме сокрушили гордых и грозных канадцев со счетом 7:3!  Это была мировая сенсация №1.   

На агитпоездах «Комсомолец Зауралья» по линии железной дороги мы приезжали в район, останавливались на запасном пути и затем разъезжались по всему району с лекциями и с номерами художественной самодеятельности. После выступлений снова собирались вместе и подведя итоги выезжали в следуюий район. Тематика выступлений была разнообразной. Мои любимые темы: история родного края, международные отношения и международное молодежное движение.

Вместе с Сергеем Сахно создали фотопрессцентр, много фотографировали, выпускали фотостенгазеты, писали в «Советское Зауралье» и «Молодой ленинец».

Одной из форм идеологической работы были Ленинские зачеты, которые способствовали учебному сектору контролировать освоение студентами общественных наук. Проводить дискуссии и конференции, учили выступать и читать лекции перед массовой аудиторией.

Так что забот хватало. Идеологическая работа мне нравилась. Участок деятельности был освоен и функционировал успешно.

 Но когда учился на 4 курсе, Маргарита Салищева, секретарь комитета комсомола КГПИ,  перешла на другую работу. Заместителем директора по воспитательной работе в ТУ№ 2 Кургана.

И абсолютно неожиданно, на внеочередных выборах, секретарем комитета комсомола института избирают меня. В 20 лет. А это совершенно другой уровень работы и ответственности.

«Ты в ответе за все!». Контроль всех направлений деятельности комитета, решение всех неотложных проблем. Порой совершенно неожиданных и даже парадоксальных.

         Представьте ситуацию. В институт приезжает почти полностью женский коллектив швейной фабрики для демонстрации своих моделей. И тут ЧП. Заболел молодой парень, который представлял мужскую одежду.

        Что делать? Делегация с фабрики отправляется за помощью в комитет комсомола. «Выручайте!». Но поднятые по тревоге активисты вдруг заскромничали и отказались. Пришлось идти на закрытие прорыва самому. Даже фотография сохранилась. И память о курьезном случае.

         Были проблемы и посложнее. Например, непроведенная отчетно-выборная конференция. И полное отсутствие опыта в таком деле у секретаря.

В тот момент, в институте секретарь парткома отсутствовал. Находился на полугодовых курсах как преподаватель в Москве. Замещал его заместитель по идеологии профессор С.М.Шалютин. Так что вся партийно-комсомольская работа была в руках двух идеологов.

Вместе и проводили отчетно-выборную комсомольскую конференцию профессор и студент  с поддержкой ректора КГПИ А.Д.Сазонова.

Комитету комсомола КГПИ удалось решить еще одну необычную проблему – взаимоотношения между студентами вузов Кургана. А их было четыре: КГПИ, КМИ, сельхозинститут и КВВПАУ (Курганское высшее военное политическое авиационное училище).  И хотя мы часто участвовали в совместных научных конкурсах и конференциях, была одна проблема, которая порой сводила парней в поединке. И не на ринге.

Девчата. Их не было в военном вузе и мало было в КМИ. Зато в избытке красивых суденток было в КГПИ. Поэтому после дискотек начинались «разборки». А что делать?

Тогда комитеты комсомола КГПИ и КМИ вышли с инициативой создать совместный студенческий клуб, расширить связи между вузами и комсомольцами. Я выступил в «Молодом ленинце» со статьей «Студенческий клуб: «за» и «против». «За» оказалось намного больше.

Нас поддержали и другие высшие учебные заведения, в том числе ректораты. Клуб был создан. Более того, нам было выделено помещение кафе по улице Советской, где мы собирались, общались, проводили дискуссии и дискотеки. И не случйно позднее кафе получило название «Свадебное».

Поэтому годы комсомольской юности и мужания, работы в комитете комсомола института, прошли не бесцельно и дали заряд бодрости и энергии, заалку на всю жизнь, научили общению с людьми и ответственности за выполнение принятых решений, дали путевку в жизнь.   

Через год избрали постоянного секретаря, я снова стал замом. Появилось больше времени на учебу. Мне удалось с отличием окончить университет марксизма-ленинизма, а  в институте сосредоточиться на работе над дипломной работой по педагогике, успешно ее защитить, сдать все госэкзамены. Читая лекции по линии общества «Знание» и работая в хозрасчетной группе по истории совхозов, заработал на свадьбе. 2 июля 1974 года был выпускной вечер в институте, а 6 июля – свадьба.

А что же дальше? Это зависело от распределения. И хотя четыре кафедры претендовали на выпускника Кислицына, заведующий облоно Д.И.Уваров произнес пророческую фразу: «Оставите В.А.Кислицына в институте, тут же призовут в армию. Пусть пока поработает директором сельской школы». Поэтому оставили Н.Куминова, как отслужившего в армии, а я поехал работать директором Сычевской восьмилетней школы в Варгашинский район, о чем не пожалел. Ведь труд директора школы – это сразу 4 жизненных университета. Почему? Директору приходится руководить аж четырьмя коллективами: учительским, ученическим, родительским и техническим. И каждый со своими особенностями. Поневоле станешь психологом.

Об учебе в институте и о вузовской комсомольской деятельности сохранил самые теплые воспоминания. Наша группа дружит до сих пор, регулярно собираясь на встречи. Причем, чем дальше, тем чаще. Хотя уже не в полном составе. Но помним о каждом поименно. Это тоже наследие комсомола.

РАБОТА ДИРЕКТОРОМ ШКОЛЫ И КОМСОМОЛ

     Работая директором двух школ, продолжил работу в комсомоле. На этот раз как член Варгашинского райкома комсомола, оставаясь и нештатным лектором общества «Знание» и обкома ВЛКСМ. Стал еще и постоянным членом жюри клуба «Гейзер» на телевидении (что-то среднее между КВН и «Хочу все знать»), в заседаниях которого участвовали старшеклассники.

       Вместе с секретарем обкома ВЛКСМ  Валерием Маткиным участвовал в  передачах «Молодежной орбиты» на курганском телевидении. Памятна наша встреча «на орбите» с великолепной певицей Людмилой Тумановой. Все это было интересно и довольно привычно.

     А вот педагогичекая деятельность и работа директором развивались сначала весьма непросто. Сычевская школа была восьмилетней и малокомплектной. Классы и мастерская размещались в четырех деревянных зданиях, к тому же было 16 печек, из которых половину нужно было срочно ремонтировать. И успевать заготовить дрова для каждого учителя.

   Учеников было всего 66 человек. Школе не были положены завхоз и завуч, все эти функции выполнял сам директор. Учебная нагрузка была небольшой. Учителей мало. Пришлось преподавать не только историю, но и географию, и даже английский язык.

      Так что все это пришлось усваивать в процессе работы.  Зато в трудностях приобретенный опыт многого стоил. Этому тоже научил комсомол.  «Через тернии – к звездам!».

    Старшеклассников в восьмом классе было немного, поэтому комсомольская организация насчитывала всего несколько человек. А вот пионерская дружина была боевой и активной.

     Зато когда через год меня перевели на работу директором Лихачевской средней школы, мой комсомольский опыт очень пригодился. Школа была двухэтажной, типовой, со спортзалом и столовой. К школе приписаны еще два двухэтажных здания: интернат для приезжающих из малых деревень школьников, и здание с квартирами для учителей.

      Педколлектив насчитывал около лвух десятков человек. Учеников было почти 250 человек. Поэтому и пионеров, и комсомольцев было много.  

     Хотя с 1974 года я уже был членом КПСС, из комсомольского возраста еще не вышел. Мне было тогда 23 года. Конечно, и учителя, и ученики, и родители звали меня с уважением по имени-отчеству,  дисциплина в школе была отменной. Большинство педагогов были опытными и я отлично вписался в этот коллектив, несмотря на возраст.

     Зато молодость очень помогла мне в общении с комсомольцами. И порой позволяла идти на необычные для директора школы шаги. Причем не в ущерб авторитету.

     Мог, например, шесть часов кряду играть со школьниками в настольный теннис «на выбывание», просто никто не мог меня обыграть. А выносливости мне хватало.

     Сыграли мы,  учителя,  со старшеклассниками и в футбол – смешанными командами, в которых играли и женщины. И девчата. Перед финальным свистком счет был 4:4. И тут чета Егоровых, учителей физкультуры, подает такой великолепный пас директору школы, что не забить было просто невозможно!

    Но ведь профессиональные футболисты в таких случаях могут устроить т.н. «свечу», когда мяч летит выше или в сторону от ворот.  А я, никогда не занимавшийся футболом, забил решающий гол, за которым последовала итоговая трель свистка.  Вот что такое комсомольская ответственность!     

     Мог лютой зимой, когда заканчивался уголь для школьных котельных, а топливо, хотя лимит не был еще исчерпан, на станцию Варгаши не поступило, прийти в 10 класс и сказать откровенно: «Ребята! Сложилась критическая ситуация, нужны добровольцы! Директор совхоза выручает нас, отдает заначку. Но уголь смерзся, придется долбить ломами. Я иду первый!». И все парни дружно встают и идут за директором школы.

   Как Вы думаете, сегодня это возможно? Когда запрещено учащихся привлекать даже к уборке своего класса.

   И хотя через несколько дней свежий уголь поступил на станцию, и мы его оперативно доставили к котельным, которых у нас было две, но те дни, когда пришлось пользоваться смерзшимся углем, добытым нашими руками, спасли отопительную систему.

   Зато и мы, учителя, и комсомольцы-старшеклассники, были не телько учителями и учениками, но и товарищами и по учебе, и по спорту, и по совместному труду.

    Помню, как в страшно засушливый 1975 год спасали всем миром поголовье скота совхоза «Чапаевский», центральная усадьба которого находилась в Лихачах, вместе с рабочими совхоза учителя и школьники заготовляли веточный корм и крапиву, дажн кочки. И ведь спасли поголовье.

   Зато у нас всегда было молоко и мясо для горячего питания, свои овощи.

   А как совместно создавали краеведческий музей, переписывались с сыном В.И.Чапаева – генерал-майором артиллерии Александром Васильевичем Чапаевым, как прислал он нам в подарок свою книгу, ствшую бесценным экспонатам музея!

    Лихачевская школа держала первенство в районе по краеведению, по математике, по литературе,  волейболу, лыжным гонкам. А секретарь школьного комитета комсомола Наташа Самарина  ездила фотографироваться у Знамени Победы в Москву в год 30-летия Великой Победы вместе с представителем обкома комсомола Георгием Белозеровым, как один из лучших лидеров сельской комсомольской школьной организации.

     До сих пор дружу со своими выпускниками, регулярно участвую во встречах выпускников в Лихачевской школе, хотя она уже давно не средняя школа.

ОБКОМ КОМСОМОЛА И АРМЕЙСКИЙ КОМСОМОЛ

   В 1977 году жизнь сделала крутой поворот. Меня пригласили работать в обком комсомола, но буквально через три месяца призвали в армию на срочную службу, которую добросовестно прошел от рядового до страшего сержанта в Новосибирске. Получил все возможные поощрения, Знак «За отличие в службе», багодарности и грамоты, даже отпуск и благодарственное письмо на родину.

   А почему? Потому что не только был командиром отделения и нес боевую службу, но и был избран секретарем комсомольской организации роты и членом комитета комсомола полка. Но это отдельная тема для разговора.

   В 1979 году демобилизовался, приглашен работать в обком КПСС, сначала – литсотрудником журнала «Блокнот агитатора», а в ноябре 1980 года утвержден на бюро обкома КПСС лектором.

   И опять комсомол. Курировал лекторскую группу обкома ВЛКСМ и молодежную секцию областного общества «Знание». Мне было 28 лет, поэтому оказался самым молодым ответственым работником обкома КПСС и все агитбригалы были на мне.

   Проехал с ними все дальние районы области, даже побывал у Т.С.Мальцева.

   С 1987 по 1990 год учился в Академии общественных наук при ЦК КПСС, защитил кандидаскую диссертацию по истории. Вернулся в Курган в обком КПСС. 19 августа 1991 года был избран первым секретарем Шадринского горкома КПСС, но через три дня партия была запрещена. Перешел на работу в КГПИ.

    Вместе с В.Ф.Охохониным  и другими «несломленными» товарищами начали процесс возрождения Компартии и комсомола.

b_300_0_16777215_00_https___a.radikal.ru_a39_1911_6b_9743b1cb9e1a.jpg b_300_0_16777215_00_https___c.radikal.ru_c02_1911_6e_5c368321f8ca.jpg b_300_0_16777215_00_https___c.radikal.ru_c09_1911_06_e17d4fa4b99a.jpg b_300_0_16777215_00_https___d.radikal.ru_d27_1911_1a_6d818e5affd7.jpg b_300_0_16777215_00_https___d.radikal.ru_d22_1911_6e_e0588eaa8bab.jpg b_300_0_16777215_00_https___a.radikal.ru_a36_1911_aa_1204f840b0b5.jpg