ВАСИЛИЙ КИСЛИЦЫН: «ЗАМОЛВИМ СЛОВО ЗА ДЕРЕВНЮ!»
- Подробности
- Создано 18.02.2019 15:04
- Автор: Пресс-служба Курганского обкома КПРФ. В.Кислицын
- Просмотров: 734
Сегодня российская деревня переживает далеко не лучшие времена. Несмотря на победные реляции власти, село переполняют многочисленные проблемы: и экономические, и социальные, и житейско-бытовые. Добавим к этому бесчисленные «реформы», реорганизации, реструктуризации и «оптмизации», в том числе в сфере местного самоуправления, которое бросают из крайности в крайность.
Что же происходит? За ответом мы обратились к эксперту – заместителю председателя комитета по вопросам региональной политики и местного самоуправления областной думы, депутату Госдумы РФ третьего созыва, профессору КГУ В.А.Кислицыну.
- Василий Александрович, а зачем понадобилась реорганизация органов местного самоуправления, их сокращение и слияние? И какую роль МСУ играет в жизни населения?
- Считаю, что именно местное самоуправление является основой реального народовластия и самым близким к населению органом власти, решающим наиболее насущные проблемы. Не случайно в России общину называли – «сельский мир». Помните пословицу: «На миру и смерть красна!»?
Советская форма народовластия продолжила и развила эти традиции. Такого количества социальных льгот и гарантий до этого никогда не было (например, коммунальные льготы учителям, ФАПы, профилактории, школы и детские сады, дома культуры и районные пионерские лагеря…).
После 1991 года повсеместно стали создавать муниципальные образования. В Курганской области их число довели до 458. Мы входили по их количеству в первую тройку регионов России.
- Может, это было ошибкой, не опирающейся на реальные возможности края?
- Наверное, с количеством несколько переборщили. Но считать ту реформу нереальной и ошибочной я бы не стал. Почему? Да потому, что у местного самоуправления на селе тогда еще была экономическая основа в лице крупного сельхозпроизводства и коллективных хозяйств.
В 1990 году 440 колхозов и совхозов Зауралья имели 24,7 тыс. тракторов, 12,3 тыс. зерновых комбайнов, почти 10 тыс. грузовых автомобилей, парк которых ежегодно обновлялся на 8-10 процентов. Ежегодно собиралось до 3-3,5 млн. тонн зерна. В селе было 1 млн. 200 тыс. голов КРС, 600 тыс. свиней. Активно развивалась социальная сфера села.
Прочной была связь производства и Советов. С социальныи учреждениями. Куда, например, шел я, как молодой директор Лихачевской средней школы за помощью в решении проблем школы? К директору совхоза «Чапаевский» Варгашинского района. Зато осенью учителя со школьниками помогали хозяйству на уборке урожая.
Все это сохранялось и в начале 90-х годов. Кстати, обратили внимание на почти полное совпадение цифр – 440 и 458? Почему? Там, где была центральная усадьба совхоза или колхоза, был и сельский Совет народных депутатов.
- А что произошло потом?
- Либерализация экономики привела к «деколлективизации», что стало не только ошибкой, но и настоящим преступлением по отношению не только к производству, но и к местному самоуправлению, и, конечно же, к населению. Так, в ходе «эксперимента» по массовой фермеризации в Варгашинском районе практически повсеместно уничтожили крупное производство на селе. А фермерство почти не встало на ноги.
Большой удар по местному самоуправлению нанес федеральный закон №131, по которому на органы МСУ были возложены многие полномочия, но не даны средства для их реализации.
Вот и пришлось сегодня резко сокращать число муниципальных образований. Причем порой из одной крайности бросились в другую. Ну ладно, когда соединяют 2-3 сельсовета с деревнями, которые находятся недалеко. А то ведь дошло до того, что сливают в одно муниципальное образование 5 и более сельсоветов с десятком-двумя населенных пунктов. Многие из которых находятся весьма далеко друг от друга. В таких случаях я, как депутат, голосую категорически против.
- Вы можете привести примеры?
- Разумеется. Недавний областной закон о преобразовании муниципальных образований - Барашковский сельсовет, Варгашинский поссовет, Варгашинский сельсовет, Лихачевский сельсовет, Пичугинский сельсовет, Поповский сельсовет и Сычевский сельсовет, входящие в состав Варгашинского района Курганской области – объединены во вновь образованное муниципальное образование - Варгашинский поссовет Варгашинского района Курганской области.
Вроде бы, все формальности соблюдены, приняты решения сельских и других дум, проведены публичные слушания. Но, представьте, как придется решать проблемы в новом муниципальном образовании, если в него вошло 20 населенных пунктов. А расстояние от некоторых до центра образования – Варгашей – свыше 10 километров. Например, от с. Барашково -14 км., с. Лихачи – 17 км, с. Камышное -25 км., с. Попово - 21 км., от д. Носково - 35 км.
Причем, муниципальное учреждение «Служба жилищно-комунального хозяйства и благоустройства» имеется только в Варгашах. Поэтому основная часть проблем и упадет на работников муниципального образования в Варгашах, да и на районную администрацию. Недавно побывал в Лихачах и в этом убедился воочию.
Но закон принят. Пожелаем им мужества!
С огромным уважением отношусь к сотрудникам и энтузиастам местного самоуправления. Но власть должна понимать, что нужна иная политика по отношению к селу и органам МСУ. И прежде всего, создание для местного самоуправления экономической и финансовой основ. А власть и «Единая Россия» продолжают «оптимизировать» село.
Что же делать? Менять стратегию развития - на созидательную. Такая программа есть у коммунистов, в том числе Курганской области. В ближайшее время постараемся опубликовать эту программу.
В ее основе – добиться, чтобы сохранение и развитие сельскохозяйственного производства и социальной сферы села Курганской области стало приоритетной задачей. А развитие растениеводства и животноводства рассматривать как неотъемлемую часть развития региона, так как именно они обеспечивают продовольственную безопасность, производят продукты питания, создают рабочие места, обеспечивают доходы сельского и значительной части городского населения, формирование бюджета учреждений социальной сферы, определяют благополучие общества.
Для этого нужно увеличить государственную поддержку агропромышленного комплекса как минимум до 10% расходной части консолидированного бюджета России и области. Добиваться восстановления эквивалентных ценовых отношений между промышленностью и сельским хозяйством.
Необходимым условием для возрождения села считать развитие крупного сельскохозяйственного производства, коллективных общественных хозяйств. Одним из направлений сохранения и развития села является кооперация сельского хозяйства и промышленности путем создания государственно-кооперативных предприятий и агропромышленных холдингов. И развитие других форм кооперации.
Это только часть предложений коммунистов, выполнение которых поможет создать прочную основу и для развития местного самоуправления. Нужны политическая воля, Советская власть и социалистический способ производства! И социальная справедливость!