640001, г. Курган, ул. Коли Мяготина, д. 116, стр.1, тел.: 8-3522-26-13-02, kgorkom@mail.ru

Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И. Кашина на IV Съезде работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_e161c6_b86558_1.jpgПубликуем Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И. Кашина на IV Съезде работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.

Уважаемые товарищи, участники Съезда!

Мы собрались с вами сегодня, чтобы подробно и серьезно обсудить проблемы, накопившиеся в рыбохозяйственной отрасли.

Позвольте мне в своём приветственном слове остановиться на некоторых проблемах, которые мы считаем важнейшими, и они, как и ваши выступления, будут учтены в нашей дальнейшей работе по совершенствованию законодательного обеспечения развития рыбохозяйственного комплекса, включая корректировку нашей отраслевой Госпрограммы.

 

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_daylist_48f315_1.jpg

Россия обладает колоссальным потенциалом индустрии рыболовства. Тринадцать морей, более двух миллионов озёр и двух миллионов рек – крупнейший в мире водный фонд на территории одного государства. Рыбное хозяйство представляет собой производственно-хозяйственный комплекс с развитой межотраслевой кооперацией. В общем балансе производства отрасль выпускает более 2500 наименований продукции и находится в неразрывной кооперации с другими секторами экономики. Фундамент производственных фондов - это рыбопромысловый флот, являющийся цехом по изготовлению 90% отечественной рыбной продукции.

История отрасли имеет глубочайшие корни. Особое развитие она получила, конечно, в годы Советской власти и особенно тогда, когда наш рыболовецкий флот бороздил абсолютное большинство морей Мирового океана. Во многом это было обеспечено производственным потенциалом промыслового флота. Его количество и структура были подчинены одной задаче – обеспечению продовольственной безопасности и продовольственной независимости нашего государства. У нас было 7 тысяч судов: и крупнотоннажных, и среднетоннажных, и других классов.

Действовавшие в 50-е – 80-е годы ХХ столетия международные нормы в области рыболовства позволяли отечественному флоту наращивать объёмы вылова в необходимых стране количествах. Даже введение в 1976 году прибрежными государствами 200-мильных экономических зон и потеря вылова в этих зонах в объёме 5,0 – 5,5 млн. тонн не смогло остановить наращивание уловов отечественным флотом, который вносил существенный вклад в продовольственную корзину страны почти в 7 миллионов тонн рыбы и рыбной продукции.

В эти годы большое внимание в отрасли уделялось обеспечению промышленности стабильной сырьевой базой. Были развёрнуты научно-иcследовательские и поисковые работы по всему Мировому океану.

Большую роль в обеспечении отечественного флота сырьевой базой в экономических зонах зарубежных государств играли десятки представительств отрасли в этих государствах. Управление добычей водных биоресурсов осуществлялось из единого центра и было подчинено главной задаче – обеспечить полноценное и качественное питание населения рыбой, а сельское хозяйство – технической кормовой продукцией.

К сожалению, текущее состояние промыслового флота не выдерживает никакой критики.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_daylist_05cd88_2.jpg

По данным Росрыболовства, в настоящее время промысел в Российской Федерации осуществляется 880 судами. Всего же отечественный рыбопромысловый флот располагает более 2,2 тыс. судов различного назначения (рыбопромысловых добывающих, обрабатывающих, приемотранспортных рефрижераторов, научно-исследовательских судов для рыбохозяйственных и океанографических исследований, учебных, рыбоохранных судов и судов аварийно-спасательного обеспечения). Из этого количества 65–70% имеет возраст, превышающий 25–30 лет, а свыше 90% судов эксплуатируется сверх нормативного срока службы. Пополнение флота осуществлялось в основном (около 88%) бывшими в эксплуатации судами иностранной постройки.

Ситуацию нужно в корне менять. Должна быть принята максимально прозрачная государственная программа восстановления рыболовецкого и научного флота, соответствующая реальным потребностям отрасли. Необходимо ежегодно обновлять не менее 7% флота, чтобы за 15 лет выходить на полный цикл обновления, а это 150 новых судов в год. К сожалению инвестиционные квоты эту проблему эффективно решить не могут. В этой связи, в решении этой большой задачи и власть, и бизнес должны быть за одно, сформировав прочное и эффективное государственно-частное партнерство.

Съезд должен все эти положения заложить в итоговую резолюцию, ведь флот это и добыча, и переработка, и ресурсные исследования. С социальной точки зрения флот - это основа существования морских поселков, деревень, источник жизни людей в отдаленных прибрежных районах страны. В этой связи мы не можем, и не будем молчаливо наблюдать за его гибелью.

Более того, техническое состояние каждого конкретного судна – ключевой фактор определяющий безопасность жизни и здоровья работников. Только за 2016 год произошло 44 аварии, 20 связанных с эксплуатацией судна случаев гибели членов экипажа или причинения тяжкого вреда здоровью. Общественность должна быть в курсе этого.

В части добычи водных биологических ресурсов, мы знаем, что на сегодняшний день отрасль, по официальным данным, показывает (внешне) положительную динамику. Общий объем добычи рыбы и морепродуктов в Российской Федерации в 2016 году составил 4,8 млн. тонн, в готовой продукции – это примерно 3,6 миллиона тонн. Прирост к уровню 2015 года составил 7%. Этот показатель является рекордным за последние 20 лет.

В целом за период с 2009 по 2016 год объем вылова водных биоресурсов вырос с 3,8 млн. до 4,8 млн. тонн. В то же время, по оценкам отраслевой науки, потенциальный объем добычи (вылова) может превышать 6 млн. тонн в год.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_daylist_12bab1_3.jpg

Ресурсная база рыболовства по наиболее эксплуатируемым видам водных биоресурсов – треске, минтаю, сельди – находится в неплохом состоянии.

Необходимо отметить и то, что в 2016 году впервые после 25-летнего перерыва российскими рыбаками возобновлен промысел сардины иваси, вылов которой составил около 9 тыс. тонн. Также добыто около 9 тыс. тонн тихоокеанской скумбрии. Данные виды при интенсивном освоении в ближайшие 2–3 года способны дать не менее 250 тысяч тонн прироста к объему добычи.

С учетом этого, необходимо приложить все усилия для того, чтобы вернуть объемы вылова на уровень не ниже 6 млн. тонн в год, с последующим выходом на 7,5 млн. тонн водных биологических ресурсов.

В части аквакультуры мы вышли на те показатели, которые определили с вами в Доктрине продовольственной безопасности, индикаторы которой давно утверждены и приобрели силу закона. Но к ним надо стремиться с превышением, а не еле дотягивая.

По результатам 2016 года выпуск продукции аквакультуры превысил 200 тыс. тонн, по сравнению с 2015 годом рост составил 16%. При этом мы слышим со стороны Правительства посылы, что аквакультура является второстепенным направлением в отрасли. Но это в корне ошибочно!

Ведь у нас около 1 миллиона гектар площадей, пригодных для аквакультуры. Даже если по одной тонне товарной продукции выращивать с гектара, и то получается миллион тонн, а возможно и полторы и две тонны с гектара получать, как это позволяют современные технологии. Наша наука имеет на этот счёт соответствующие разработки, да и опыт у нас в этом плане есть.

Отсутствие финансового обеспечения основных мероприятий господдержки товарной аквакультуры приведет к тому, что объем производства и к 2020 году останется на уровне 200 тыс. тонн в год.

Напомню, что в Советское время, 25 лет назад, мы работали на этом направлении наравне с Китаем. Сегодня же Китай производит 60% мировой товарной аквакультуры, а мы со своими 200 тысяч тонн – всего 0,2%. В мире аквакультура воспринимается как приоритет и уже сегодня составляет 56% от общего объема вылова водных биоресурсов, а у нас 3-4%.

Кроме того, эффективное развитие аквакультуры определяет благополучие и устойчивое развитие сельских территорий – это рабочие места, это стабильный источник дохода.

Законодательные основы развития этой отрасли уже есть. Надо наращивать государственную поддержку!

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_daylist_b9f3ca_4.jpg

В части внешней торговли рыбной продукцией, экспорт в 2016 году составил 1,9 млн. тонн, импорт – 514 тысяч тонн. Итого, баланс по товарной рыбе и морепродуктам – 2,2 млн. тонн на рынок Таможенного союза государств ЕАЭС.

Производство продукции переработки также демонстрирует положительную динамику. По данным Росстата в 2016 году произведено рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных 3,9 млн. тонн, что на 2,8% больше показателя 2015 года.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_daylist_0c2d96_5.jpg

В настоящее время в отрасли первично занято более 270 тысяч человек, вторично – более 1 млн. человек. Вклад рыбохозяйственного комплекса в национальный ВВП по итогам 2016 года составил 291 млрд. рублей, совокупные налоговые поступления – 22,3 млрд. рублей.

Ну а что мы видим, если «копнуть глубже»?

Среднее душевое потребление рыбы в России, даже с учетом неучтенной в таможенной статистике санкционной рыбы, «приплывающей» к нам через Белоруссию, выглядит довольно печально – 13 килограммов в год на человека. Это уровень 2004 года. Напомню, рекомендации Института питания РАМН – 18 кг рыбы на одного россиянина в год. Вывод неутешительный. Увы, в последние три года Россия по потреблению рыбы и морепродуктов опять откатились на уровень слаборазвитых стран.

Сегодня часто можно услышать, что рыба не пользуется у наших граждан высоким спросом. А на самом деле, для большинства населения рыба становится недосягаемым деликатесом. И это сегодня огромная проблема, которую надо решать. Россия, как морская держава, в состоянии решить задачу обеспечения населения страны дешевой рыбной продукцией. Но для того, чтобы наши люди имели возможность потреблять доступную по цене и качественную рыбу, нужна комплексная государственная поддержка отрасли и государственное регулирование ценообразования.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_daylist_65b1ff_6.jpg

В вопросах ценообразования процветает диспаритет. Например, предприятие отдаёт горбушу на берег по 25 рублей, что составляет 14-15%, потому что на рынке она уже стоит 200 рублей минимум. А труд рыбака, конкретный труд «морского пахаря», он вообще 5 рублей в этой сумме.

Но мы давно говорим о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», что в 50% от стоимости продукции должен оцениваться труд рыбака. И если мы удвоим доход рыбаков в два раза и определим стоимость в размере 50 рублей за один килограмм, и столько же заплатим переработке с торговлей, то потребительская цена будет 100 рублей. И это доступная цена для населения. А рыбаки будут способны обновить основные фонды. Тогда можно изменить ситуацию. Сегодня во всём мире подобная система существует. Поэтому в сельское хозяйство и в рыбную отрасль каждый год в мире добавляется количество работающих более 2,1 процента при общемировом росте численности населения в 1,5 процента.

Не менее важную роль в обеспечении доступности для населения рыбной продукции призваны сыграть Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, ФАС и Росрыболовство, которые должны направить усилия на устранение всякого рода посреднического звена, перекупщиков, пресекать ценовые сговоры сетей, искусственно накручивающих потребительские цены на рыбную продукцию в своих финансовых интересах.

Продукция, получаемая из наших водных объектов, по аналогии с недрами, также принадлежит народу! И мы стоим на этой позиции жестко!

Еще одним фактором, влияющим на доступность потребителю рыбы и рыбной продукции, является дорогостоящая логистическая цепочка, так как более 70% объемов водных биоресурсов добывается на Дальнем Востоке, а центры ее потребления находятся в европейской части России. Существенной является проблема обеспечения отрасли достаточными складскими мощностями, холодильным оборудованием.

Тарифная политика перевозок рыбопродукции имеет ярко выраженный сезонный характер, сезонные колебания стоимости тарифов могут составлять от 1,5 до 2 раз! Таким образом, перевозчики рыбной продукции в период путины необоснованно завышают тарифы на доставку рыбной продукции в центральную часть России, что в конечном итоге приводит к повышению ее отпускной цены.

Далее, если посмотреть, что мы экспортируем, то можно отметить что почти 90% - это рыба с минимальной обработкой. Т.е. мы отправляем на чужой берег именно сырье, лишая себя дополнительных доходов, рабочих мест, налогооблагаемой базы и развивая все это за рубежом. Отправляя не переработанную рыбу, мы позволяем другим государствам развивать современные технологии переработки рыбы, а сами уходим в каменный век. Ведь в принципе, если хорошо переработать даже ту добычу, которая есть сегодня, и доставить на рынок по разумной цене, это уже достаточно приличное разрешение вопроса обеспечения рыбой населения.

Очевидно, в современный исторический момент в отрасли накопилось достаточно острых проблем, в частности, – нехватка современных рыбопромысловых судов, преимущественно сырьевая модель развития, низкая степень переработки, слабая береговая и перерабатывающая инфраструктура, незначительный объем аквакультуры, крайне невысокий процент сопутствующей продукции такой, как муки, кормов, фармацевтики, водорослей, а также многочисленные проблемы экологического характера.

С учетом изложенного, сегодня рыбохозяйственному комплексу требуется новая модель развития, обеспечивающая опережающий рост совокупного вклада в ВВП России при условии полного обеспечения национальной продовольственной безопасности. В целом представляется необходимым совершенствование нормативного правового регулирования в сфере рыбного хозяйства, в том числе путем построения новой системы управления использованием рыбных запасов.

Мы надеемся, что вступление в силу принятого Комитетом, который я возглавлял в 6 созыве Государственной Думы, Федерального закона от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» в полном объеме, будет этому также способствовать.

Законом вводятся именно экономические рычаги и механизмы повышения эффективности использования водных биоресурсов путем стимулирования пользователей к долгосрочному инвестированию в свой бизнес с целью эффективного освоения предоставленных им в пользование объемов водных биоресурсов и снижения рисков лишения таких прав за недобросовестные действия.

Так, повышен с 50 до 70 % объем необходимого освоения водных биоресурсов на собственных судах, что должно привести к увеличению объемов вылова и исключению неэффективных пользователей, сохранен и модернизирован исторический принцип наделения ресурсами (права на вылов с учетом ранее закрепленных долей квот), что подтверждает последовательность государственной политики в сфере рыбного хозяйства; увеличен срок закрепления долей квот с 10 до 15 лет, что создаст дополнительный стимул для долгосрочного стабильного планирования бизнеса.

В то же время, Закон, вызвавший широкий общественный резонанс на стадии его принятия, до сих пор вызывает большие споры у участников рыбохозяйственной отрасли. И мы не можем игнорировать опасения хозяйствующих субъектов, связанные, в том числе, с излишней универсальностью требований о доставке на берег уловов прибрежного рыболовства только в живом, свежем и охлажденном виде.

Полагаю, мы не раз еще вернемся к обсуждению и возможной корректировке вступающих в силу изменений с учетом первых итогов правоприменения. При дальнейшей разработке предложений по совершенствованию законодательства считаем приоритетным сохранение «исторического принципа» наделения пользователей долями квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов. И будем это отстаивать всеми имеющимися возможностями.

При этом мы рассчитываем, что заложенный Законом механизм активизирует развитие отечественного гражданского судостроения, строительство береговой инфраструктуры. Сегодня на стадии проработки находятся порядка 40 проектов рыбопромысловых судов и 15–20 рыбоперерабатывающих заводов. Всего же результате реализации механизма могут быть построены оценочно свыше 100 судов и 20 крупных береговых заводов, что позволит увеличить годовой вклад отрасли в ВВП более чем на 50 млрд. рублей.

Мультипликативно принятые изменения стимулируют и подготовку специализированных кадров для рыбохозяйственного комплекса. В 2017 году отраслевые образовательные учреждения выпустили более 7 тысяч специалистов по специальности «Рыболовство», и это не предел. Сегодня в отрасли ощущается дефицит кадров, как рядового плавсостава, так и командного звена. Сокращены учебные программы для морских специальностей, отсутствует необходимая база для прохождения практики курсантами непосредственно в море. Требуется комплексная программа подготовки кадров для рыбной промышленности и нормативное обеспечение условий прохождения производственной практики на судах рыбопромыслового флота.

Что касается развития отраслевой науки, она также нуждается во всемерной государственной поддержке. Данные научных исследований позволяют оценить состояние сырьевой базы рыболовства, определять объемы и условия добычи водных биоресурсов, что способствует эффективному и рациональному использованию национальных запасов, их сохранению и восполнению.

Сегодня же разрушена система существовавших в советское время и оправдавших себя на практике государственных бассейновых рыбопромысловых разведок, в задачу которых входило обеспечение флота сырьевой базой. Они были приватизированы, а по существу полностью ликвидированы, как якобы ненужные в условиях рынка. Между тем, например, государственная геологоразведка сохранена в рыночных условиях и успешно работает.

Сегодня особенно критическое положение сложилось в области обеспечения морских научных исследований по определению состояния водных биоресурсов, мониторинга рыбных запасов и обеспечения отечественного рыболовства обоснованными прогнозами об оптимальном их

изъятии рыболовством. По этому направлению Россия отстает от ведущих рыболовных стран мира.

Наши западные так называемые партнеры, а по сути, конкуренты стремятся снизить долю вылова России. Одним из главных их аргументов в обосновании этого снижения может стать ухудшение качества вклада в оценку ОДУ отечественной науки из-за устаревания российских научно-исследовательских судов.

В условиях обострения противостояния за доступ к биоресурсам при определенном экономическом ослаблении России, имеется необходимость соответствующего реагирования нами на эти вызовы для обеспечения доступа отечественного рыболовного флота к сырьевой базе.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_daylist_aa1f91_7.jpg

Но когда мы ежегодно снижаем сегодня на этом направлении финансирование рыбохозяйственной науки, это отбросит развитие отрасли назад, нивелируя тем самым многие достижения российских ученых в соответствующей отрасли.

Мы поставили исследователей в такие условия, что тот материал, которые они добыли в научных целях, после исследований должны выбрасывать в море. Мы их и не финансируем, и не даём возможность развивать те направления, которые бы позволили им стоять на ногах, иметь хоть какую-то динамику.

Государство должно выделить деньги на строительство 3-4 научно-исследовательских судов 4-5 поколения. Без этого не может быть перспективы отрасли.

Проще говоря, экономия на отраслевой науке может нам вылететь в реальную «копеечку».

Благодаря усилиям нашего Комитета принят и вступил в силу с 1 января 2018 года Федеральный закон от 28.12.2017 № 424-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в части государственной поддержки научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции). Ведущие отраслевые ВУЗы и НИИ, которые занимаются в том числе добычей и переработкой рыбной продукции в рамках своей деятельности, смогут аналогично сельхозтоваропроизводителям получить господдержку в рамках государственных программ Минсельхоза.

Закон открывает новые возможности для развития отраслевой системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития рыбохозяйственного комплекса, а также для модернизации отраслевого образования, обеспечивающего прирост человеческого потенциала в рыбохозяйственной сфере и в целом устойчивое развитие рыбного хозяйства.

Нам удалось в разы увеличить средства, выделяемые отраслевым вузам на подготовку студентов.

Необходимо отметить, что мы в своей законотворческой работе уделяем самое пристальное внимание снятию правовых ограничений развития отрасли.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_daylist_86662e_8.jpg

Так, 349-ФЗ нами внесены изменения в Закон об аквакультуре, согласно которым договор пользования рыбоводным участком заключается без торгов с хозяйствами, ранее добросовестно осуществлявшими аквакультуру, устанавливается право собственности на объекты пастбищной аквакультуры в границах водных объектов, представленных в пользование с момента актирования выпуска, а также право собственности в отношении анадромных видов рыб при пастбищном рыбоводстве; в качестве существенного условия договора пользования рыбоводным участком устанавливается минимальный объем, подлежащий выращиванию.

Кроме того, в прошлом году принят разработанный и внесенный мной Федеральный закон от 01 июля 2017 № 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)", направленный на совершенствование земельных отношений при осуществлении аквакультуры, в том числе, предоставление лесных участков для размещения соответствующей инфраструктуры.

В настоящее время Государственной Думой принят в первом чтении и в настоящее время подготавливается Комитетом по аграрным вопросам ко 2 чтению в марте-апреле текущего года проект федерального закона, направленный на распространение на объекты аквакультуры механизмов агрострахования с господдержкой.

Рассчитываем, что указанные законодательные меры придадут дополнительный импульс развитию этого направления.

Далее, вопросы безопасности, вопросы контроля. За 9 месяцев 2017 года на внутренних водоемах Российской Федерации выявлено около 100 тыс. нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, сумма административных штрафов составила 300 млн рублей, сумма предъявленных исков – почти 45 млн рублей. В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий у нарушителей изъято 192 тыс. орудий лова, 14 тыс. транспортных средств и более 500 тонн незаконно добытых водных биоресурсов.

Тем не менее, несмотря на официальные цифры, браконьерство процветает. Приведу пример по осетровым видам. У нас сейчас рынок весь представляет около 10 тысячи тонн продукции осетровых, а квота легальная - 0,7-0,8 тысячи тонн.

О какой эффективности контроля мы можем мечтать, если сегодня у Росрыболовства дополнительная потребность в инспекторских кадрах составляет более 1800 человек, или 50% от имеющейся общей численности?!

Сегодня наши рыбаки требуют безопасности и своей работы, особенно в Мировом океане. В этом плане без спасателей, без развития этого направления невозможно дальше работать так, чтобы решать те задачи, которые мы связываем с целой подпрограммой. Но как же мы будем заниматься контролем, как же мы будем заниматься безопасностью, если режем финансирование на выполнение комплекса аварийно-спасательных работ на рыбопромысловых судах?

Если мы всё сделаем для того, чтобы устранить отмеченные недостатки, то тогда нас ждет совершенно другая динамика. Тогда мы и к 2025 году можем приблизиться тем 6,5 миллионам тонн по вылову, увеличить объем производства продукции аквакультуры до 1 млн. т., выпуск мальков на 37,5 процентов. Доля отечественной продукции на внутреннем рынке страны будет составлять не менее 85 процентов, а бюджет страны получит дополнительно около 80 млрд. рублей.

Я убеждён, что мы все вместе справимся с теми задачами, которые сегодня обязаны решать по обеспечению нашего населения морепродуктами, рыбной продукцией, и сделать всё необходимое для того, чтобы наши рыболовецкие посёлки развивались, чтобы наши отечественные верфи развивались, чтобы логистика, инфраструктура, складские помещения, холодильные установки, новые порты строились, особенно там, где мы их не имеем, в том числе в нашем Азовско-Черноморском бассейне и в других регионах. Восстановление рыбохозяйственной отрасли, ее динамичное развитие остается одной из главных государственных задач.

Поэтому, уважаемые коллеги, я внимательно посмотрел все 35 пунктов проекта резолюции Съезда, по многим сегодня будет разговор, но в целом это рабочий, системный документ.

Основа ваших результатов – слаженная работа, которую Съезд демонстрирует с Росрыболовством, и твердое желание отстаивать и решать накопившиеся проблемы.

Давайте будем делать всё, что зависит от каждого из нас, и у нас всё получится. Руководство отрасли молодое, но опытное, энергии много. Главное, чтобы она прорастала, эта энергия, конкретными делами, конкретными результатами и успехами. Пожелаем им этого.

Спасибо за внимание!



Ваше Мнение

Как Вы считаете, уничтожил ли Путин систему олигархов у власти в России или одних олигархов заменил на других?

уничтожил - 4.4%
одни лица сменили другие - 95.6%

Всего голосов: 159
The voting for this poll has ended в: 31 Авг 2015 - 17:44

Вступить в ряды КПРФ

300px-dobrovolec_moor.jpg

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
VK49865