640001, г. Курган, ул. Коли Мяготина, д. 116, стр.1, тел.: 8-3522-26-13-02, kgorkom@mail.ru

Депутат КПРФ Константин Черемисов о Дне защиты детей

В 1949 году был учрежден Международный день защиты детей. За более чем 70 лет в мире и в нашей стране произошли кардинальные перемены, которые отразились и на проблемах детства и на приоритетах проводимой правительствами политики.

Показательна фраза из статьи в Википедии, в которой бросается в глаза порядок в перечислении прав детей: «День защиты детей проводится с целью привлечь внимание взрослых к соблюдению прав детей на свободу мнения, образования, защиты от насилия и права на жизнь».

 

Очевидно, что этот день призван напомнить, что дети – это наше будущее, и они должны расти здоровыми, добрыми, справедливыми, образованными.

Посмотрим на некоторые стороны политики в сфере детства, проводимой нынешней властью, основываясь на открытых статистических данных, на данных, приведенных в Докладе Уполномоченного по правам детей, на ряде законодательных новациях.

Каждый ребенок имеет право на качественную и доступную медицину. Безусловно, одним из важнейших показателей реализации этого права является инфраструктура детского здравоохранения. Доля зданий областных, краевых и республиканских детских больниц, не отвечающих современным требованиям, составляет 31,5% от общего числа зданий детских больниц. Не хватает врачей различных специальностей.

Например, в подмосковных медицинских учреждениях работает около 2,3 тыс. врачей–педиатров. Это лишь 84% от необходимого числа.

Медицинскую помощь по ряду профилей дети получают в непрофильных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению. Это не удивительно, учитывая проводимую властью «оптимизацию» здравоохранения. В итоге, например, если в 1990 году в стране насчитывалось 309,6 тыс больничных коек для детей (91,2 койки на 10 тыс детей), то в 2019 году — 155,5 тыс или 51,2 на 10 тыс детей. Конечно, детей стало меньше. Но ведь, очевидно, что снижение рождаемости обусловлено, в первую очередь, проводимой социально–экономической политикой, в том числе в сфере материнства и детства.

При этом статистика показывает, что дети стали чаще болеть. Если в 2000 году у детей от 0 до 14 лет зарегистрировано 38225,7 тыс. заболеваний с диагнозом, установленным впервые, то в 2019 году уже 44734,3 тыс. И это несмотря на сокращение общей численности детей.

Вызывает крайнюю тревогу то, что ухудшается психическое здоровье детей. По данным Российской академии образования уже к первому классу почти половина (48%) детей находится в пограничном состоянии между нормой и отклонением от нормы по психике. По данным З.Кекелидзе, главного внештатного психиатра Минздрава России, 30% детей страдают дезадаптацией в социуме, из них примерно 60% – это дети с существенными психическими отклонениями.

Ситуация в здравоохранении становится с каждым годом все острее. И неудивительно, что из года в год растет количество обращений, в том числе к Уполномоченному по правам детей. В 2019 году (данных за 2020 год еще нет, но с учетом вскрывшихся проблем, вызванных пандемией, можно ожидать увеличение жалоб и обращений) рост обращений в сфере охраны здоровья несовершеннолетних составил 87,9%. Прежде всего это касалось низкого качества медицинской помощи в ряде регионов и невозможности вовремя получить необходимые медицинские препараты.

Лето традиционно является временем, когда дети могут поправить свое здоровье, хорошо отдохнуть и набрать силы для нового учебного года. В советское время была создана мощная инфраструктура для детского оздоровительного отдыха. Большинство детей отдыхали в пионерских лагерях, стоимость путевки была символической.

В 2019 году в стране для большинства детей это оказалось не доступным. По данным Уполномоченного, около 11 млн. 649 тыс. детей (67,2 %) из 17 млн. 339 тыс. несовершеннолетних в возрасте 7–17 лет оказались не охвачены организованными формами отдыха в летний период времени. Вместе с тем, «за три летних месяца 2019 года 9470 несовершеннолетних в возрасте 7–17 лет получили травмы и 545 детей погибли (в 2018 году – 492 чел.)... Расследование фактов получения травм и гибели детей показало, что на момент чрезвычайного происшествия они не были охвачены организованными формами отдыха». Т.е. дети были предоставлены сами себе, потому что родители заняты на работе, также, как и многие бабушки и дедушки из–за пенсионной реформы.

В 2019 году почти на 30% увеличилось число обращений россиян Уполномоченному по проблемам в сфере образования. Люди жаловались на отсутствие доступности дошкольного образования, нехватку мест в общеобразовательных организациях, особенно при зачислении ребёнка в первый класс, а также на невозможность получить образование детям с особыми потребностями.

С 2017 по 2019 годы число детских садов сократилось на 3,2 % с 48644 до 47090. При этом  количество воспитанников увеличилось на 1,7 % с 7477932 до 7606698 чел.

Следует добавить, что 3073 здания дошкольных образовательных организаций нуждались в капитальном ремонте, 125 были в аварийном состоянии, 2157 не имели центрального отопления.

Конечно, в такой ситуации дошкольное образование будет для многих детей недоступным.

На 1 тысячу детей в возрасте 1–6 лет в целом по России приходится 639 мест в детских садах. В городе на 1 тысячу детей приходится 671 место, на селе – 549 мест.

Школы тоже «укрупняли». В результате с 2016 по 2019 гг. число школьных зданий сократилось на 5,2% (с 71922 до 68183). При этом количество школьников увеличилось на 6% (с 15219036 до 16137286 чел.).Из-за этого увеличилось количество обучающихся во вторую смену на 5,3 % (с 1885532 до 1986311 чел.). Детям приходится учиться даже в третью смену, несмотря на запрет  СанПиНа. Число таких «нарушителей» выросло почти в два раза, на 91,3% (с 8694 до 16634).

Все эти укрупнения и оптимизации привели к тому, что школа, до которой можно просто дойти, становится для многих тысяч детей чем-то несбыточным. При этом, по данным Росстата, в 2018–2019 учебном году для 94412 школьников из отдалённых районов не организован подвоз к образовательным учреждениям и обратно. Среди них есть и ребята из Московской области.

Вопросы здоровья и образования объединяются в таком направлении как инклюзивное образование. Вот его определение «Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей–инвалидов. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми».

Это и красиво, и правильно. Только для этого правительство не должно экономить на социальной сфере.

По данным Счётной палаты в трёхлетнем бюджете доля расходов на образование снижается с 3,9 до 3,6%% от ВВП (хотя согласно принятой программе «Россия 2020» должно было быть 7%). А доля расходов на здравоохранение снижается с 3,1 до 2,9%% ВВП (международная норма – 6%). Наша социальная сфера, образование и медицина, получают практически в два раза меньше от более – менее нормального финансирования.

Для инклюзивного образования в школах должны быть профильные специалисты, должно быть соответствующее техническое оснащение, сопровождающие специалисты – тьюторы, программы обучения и пр., т.е. должны быть созданы условия для обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реальность же такова, что со всеми возникающими проблемами учителям приходится зачастую справляться своими силами. Следует учесть, что это люди, которые в большинстве своем закончили педвузы по направлениям, которые не дают подготовки, позволяющей профессионально оказывать помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем. Если сюда прибавить, что как правило, учителя из-за низких ставок работают на 1,5-2 ставки, перегружены бумажно – отчетной работой, то не трудно представить степень их эмоционального выгорания.

По мнению экспертов, «на деле инклюзивность чаще всего оборачивается тем, что руководство школы просит родителей забрать ребенка на домашнее обучение, тем самым уничтожая сам принцип включения в социум».

В 2019 году большой общественный резонанс получила идея подмосковных властей объединить в городском округе Люберцы школу-интернат для слабовидящих детей в Малаховке (коррекционная школа IV вида), интернат для детей с интеллектуальными нарушениями «Развитие» в Марусино (коррекционная школа VIII вида, главная задача которой научить детей читать, писать, считать, дать им навыки, которые позволят им социально адаптироваться) и школа-интернат для детей-сирот «Наш дом» в Томилино.

Справедливая тревога родителей результатами такого объединения не вызвала особой озабоченности уполномоченного по правам ребенка в Московской области (на тот момент К.Мишоновой), заявившей «Известиям», что «подобные реорганизации сейчас проходят во многих районах области».

В то же время депутат фракции КПРФ в ГД О.Смолин прямо заявил, что «В данном случае речь фактически идет о ликвидации, потому что соединять «всех со всеми» и называть это инклюзией, мягко говоря, странно». Он отметил, что за несколько лет в стране были ликвидированы порядка 280 (!) коррекционных учреждений.

Все факты говорят о том, что под предлогом инклюзивного образования просто проводится очередная оптимизация, направленная на экономию средств. Ведь в коррекционных школах, которые были оборудованы в соответствии со своим профилем, работали специалисты разных направлений, которые за особые условия труда имели повышенную зарплату. В министерстве финансов ужаснулись, наверное, это ведь сколько бюджетных денег на народ тратится, вместо складирования их в ФНБ или в еще более укромных местечках.

Таким образом, во-первых, политика современной власти в сфере детства, это политика экономии на детях. В том числе, под прикрытием введения новых, более гуманных методов обучения, в большинстве своем, происходит банальная оптимизация финансовых средств.

Недавно было принят закон, согласно которому устанавливаются государственные выплаты для малообеспеченных детей в возрасте до 14 лет с одним родителем. Это правильное решение, но большинство удивляются границам возраста, почему именно 14 лет. Может просто потому, что чиновникам так удобнее? Ведь статистика оперирует такими границами при определении возрастной структуры населения: 0-14 лет; 15-64 лет; 65 лет и старше. А то, что чиновников люди, их интересы и права мало волнуют, «слуги народа» все чаще откровенно демонстрируют. Совсем недавно вице-премьер Хуснуллин заявил: «Нам 85 регионов не нужно. Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат».

И получается так, что политика в сфере детства проводится такая, какая со всех точек зрения удобна для чиновников, а не для детей и их родителей. В реальности – равнодушие и очковтирательство с бесконечными победными отчетами о проведенных мероприятиях, о которых мало кто слышал. Это во-вторых.

В-третьих, насаждение индивидуализма и конкуренции. Постоянная пропаганда лидерства, успеха, ничего общего не имеющие со здоровым соревнованием, которое было характерно для советской эпохи.

Политика в сфере детства неразрывно связана с проводимой в целом социально–экономической политикой. Все выше сказанное относится ко всем остальным сферам жизни общества. Власть своей политикой делает общество больным, в котором социальная несправедливость, безответственность власти, продажность судов, коррупция, агрессия распространяются, как раковые опухоли.

Дети должны расти в здоровом обществе, в атмосфере любви и счастья. В справедливом обществе, где человека оценивают по труду, где каждый может найти любимую работу, получить качественное образование, иметь возможность лечиться, отдыхать, развивать свои способности.

Константин Черемисов, Зам. Председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ.



Ваше Мнение

Как Вы считаете, уничтожил ли Путин систему олигархов у власти в России или одних олигархов заменил на других?

уничтожил - 4.4%
одни лица сменили другие - 95.6%

Всего голосов: 159
The voting for this poll has ended в: 31 Авг 2015 - 17:44

Вступить в ряды КПРФ

300px-dobrovolec_moor.jpg

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
VK49865